Флаг России
Саморегулируемая организация
Некоммерческое Партнерство
Национальное Агентство Предприятий-производителей
Сварной Продукции

Разъяснения по процедурам оценки соответствия для заказчиков

Дата публикации: 17.09.2018

В последнее время, к нам все чаще стали обращаться заказчики с вопросом "Что такое оценка соответствия и для чего она проводится, если в Технических заданиях на производство и поставку продукции (работ, услуг) на тендерных закупках и без того указываются необходимые требования к качеству и промышленной безопасности производимой продукции?"

Действительно, федеральное законодательство о техническом регулировании сегодня устанавливает достаточные нормы для обеспечения качества и промышленной безопасности, при производстве продукции промышленного назначения. Эти нормы регулируются следующими нормативно-правовыми актами (НПА):
- Федеральный закон 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- Федеральный закон 116-ФЗ "О промышленной безопасности";
- Технические регламенты Таможенного Союза на различные виды продукции.
К этому следует прибавить еще наличие соответствующих Государственных стандартов, регламентирующих документов и пр.

Тем не менее, при таком количестве НПА, все-таки, довольно часто заказчики сталкиваются с техническими проблемами, связанными с низким уровнем качества и ресурсопригодности (долговечности) изделий. Нельзя обвинять в этом все промышленные предприятия бизнеса. Конечно нет, множество предприятий в стране действительно добросовестно относятся к таким важным задачам, как обеспечение качества и безопасности производимой ими продукции.
Но, есть и другое множество, прямо противоположное. Гораздо ужаснее, когда это множество пытается решать задачи импортозамещения. Прежде всего, это связано со следующими проблемами у этих предприятий:
- отсутствие соответствующих технологий производства импортозамещающей продукции, попытки, "эксперименты" копирования изделий импортного производства;
- недостаточный контроль за качеством, непосредственно, в процессе производства продукции;
- недостаточный уровень входного контроля при поставке комплектующих и материалов (сырья) по кооперации;
- слабый технологический контроль и надзор;
- случаи использования либо не сертифицированных, либо контрафактных материалов и комплектующих в процессе производства продукции;
- недостаточный уровень квалификации производственного персонала (экономия на квалификации);
- несогласованные с заказчиками подмены материалов на более дешевые, не обеспечивающие своими механическими характеристиками и прочностными свойствами требования по качеству, безопасности и долговечности производимых изделий.
Можно еще много перечислить всевозможных причин и факторов, влияющих на конечный результат, вернее на отсутствие результата. Объяснить можно просто: "Сколько бы не принимали федеральных законов, технических регламентов и прочих НПА, в части технического регулирования, обеспечения качества и безопасности производимой продукции, невозможно добиться положительного результата, если предприниматели бизнес среды не будут их точно и правильно выполнять.
Отсюда возникает необходимость усиления надзорных функций со стороны государственных органов надзора. Однако, и это не полностью решит проблему, если бизнес сообщество само не установит надзор за производством продукта труда своих членов.
Вот теперь, можно перейти к самому главному - к вопросам установления внутреннего контроля и надзора промышленных ассоциаций и бизнес объединений.
Очень хорошо для этого подходит форма добровольного саморегулирования. Почему добровольного, скажите вы - да потому, что в добровольном саморегулировании происходит объединение промышленных предприятий по мотивации своих профессиональных интересов, а в обязательном саморегулировании - по факторам необходимости получить допуск к профессии. Отсюда разные формы психологического восприятия степени ответственности. Ни в коем случае нельзя делить эти две формы саморегулирования, как на плохую и хорошую. Формы разные - результат должен быть один. Федеральный закон 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" един для всех, и в нем прописаны требования ко всем саморегулируемым организациям в стране.
Сейчас мы говорим о добровольной форме саморегулирования. О функциях внутреннего контроля и надзора, которые действительно эффективно работают в данной среде.
В нашей организации СРО НП "НАПСП", как и требуют нормы 315-ФЗ, существуют стандарты и правила профессиональной деятельности, которые предусматривают обязательные требования к предприятиям членам по прохождению ими регулярного технического аудита и оценки соответствия производимой ими продукции. Как это работает у нас:
1. Предприятия члены СРО принимают участие в тендерах на производство и поставку оборудования, комплектующих, запасных частей и пр. продукции, а так же выполнение работ (услуг). Это происходит при законном профессиональном лоббировании интересов предприятий членов со стороны СРО. При этом, СРО несет коллективную ответственность перед заказчиком, потребителем продукции (работ услуг) за качество и безопасность поставляемой им продукции (работ, услуг) предприятиями членами СРО.
2. На тендер допускаются предприятия члены, прошедшие процедуры технического аудита и имеющие действующий допуск. Конечно, они могут и самостоятельно принимать участие в тендерах. Однако, при этом они теряют свое конкурентное преимущество, в отличии от тех, кто выходит на тендер с поддержкой со стороны СРО.
3. В случае победы на тендере, предприятие-победитель заключает напрямую контракт с заказчиком, без посредничества СРО. Единственным требованием, при заключении этого контракта, является обязательство исполнителя перед заказчиком пройти процедуры оценки соответствия производимой ими по контракту продукции в одной из экспертных организаций СРО.
4. Контроль и надзор за производством данной продукции устанавливается сразу, даже на этапе подготовки производства, при этом предприятиям оказывается технологическая поддержка со стороны специалистов СРО. В процессе производства продукции, экспертные организации осуществляют проверки качества применяемых материалов, наличие сертификатов соответствия, оказывают помощь в проведении входного контроля, следят за соблюдением требований технологий, промышленной безопасности, соблюдением требований Технического задания, конструкторской документации. При этом, подмены функций ОТК не осуществляется, так как у экспертов и у сотрудников службы ОТК завода совершенно разные задачи.
5. По результату готовности продукции, проводятся окончательные процедуры оценки соответствия по качеству и безопасности. В результате чего, выявляются все замечания и несоответствия, которые исполнитель обязан устранить. При положительном результате, СРО выдает заказчику Экспертное заключение по качеству и безопасности поставленной ему продукции, которое и является гарантией полного соответствия продукции всем требованиям нормативно-технической документации, промышленной безопасности, ГОСТ (ОСТ), ТУ и пр.

Нужно уточнить еще одну деталь - экспертные организации не подменяют в своей деятельности работу органов обязательной сертификации, аккредитованных в Единой Системе Национальной Аккредитации (412-ФЗ "Об аккредитации в Единой Системе Национальной Аккредитации"). Напротив, эксперты в обязательном порядке проверяют, как наличие у производителя сертификата соответствия ТР ТС, так и подлинность этого сертификата.

Процедуры оценки соответствия в "Единой системе оценки соответствия СРО НП "НАПСП" нужно воспринимать, как обязательную форму подтверждения соответствия, установленную требованиями Стандартов, Правил и "Положения о членстве" СРО НП "НАПСП".

Поскольку членство в СРО добровольное, то и установленные требования к членам СРО, в части обязательности подтверждения ими соответствия, не являются дополнительной нагрузкой на их бизнес. Те предприятия, которых не устраивает такой порядок, могут так же добровольно выйти из СРО, как и когда-то вошли. При этом, их профессиональную деятельность СРО уже не регулирует.

Для заказчиков - такая система бизнес отношений является огромной помощью в их основной производственной деятельности, так как они получают от СРО дополнительные гарантии по качеству, безопасности, неукоснительному выполнению сроков поставки продукции со стороны предприятий членов СРО.
Заказчики вступают в правовые отношения с проверенными, на предмет технических возможностей и финансовой состоятельности, предприятиями членами СРО.
Очень важный факт: у нас существует форма единой диспетчеризации, когда в необходимый момент создается внутренняя кооперация и решаются сложные технические задачи. Так же важно понимать, СРО не осуществляет коммерческую и производственную деятельность. Мы создаем для предприятий членов СРО:
- благоприятный профессиональный климат во взаимодействии их друг с другом;
- регулируем профессиональную деятельность в части стандартов, правил, положений, регламентов и пр.
- организовываем их профессиональную деятельность в рамках действующих проектов и программ СРО. Одной из таких важных действующих в СРО НП "НАПСП" программ является проект "ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ".

Все это и есть конкурентное преимущество предприятий членов СРО НП "НАПСП" перед другими участниками рынка!


Поиск